Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные кабинеты отсутствуют.Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для организации образовательной деятельности в МБДОУ функционирует 2 разновозрастные группы общеразвивающей направленности. В состав каждой групповой ячейки входят: 1. Раздевалка (приемная) – для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальная комната оборудована шкафами для верхней одежды детей, внутри шкафчиков имеются полки для головных уборов (вверху), для обуви (внизу) и крючки для верхней одежды. Каждый шкаф промаркирован. Также в приемной размещены информационные стенды для родителей, выставка детских работ. Все оформление выполнено в едином стиле. 2. Групповая комната – для проведения игр, занятий и приема пищи. Мебель подобрана с учетом роста детей и вся промаркирована. Все групповые комнаты оснащены мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей, в том числе детей-инвалидов. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада обеспечивает: - реализацию образовательной программы дошкольного образования; - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО; - возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; - двигательную активность детей; - возможность для уединения; -реализацию образовательной программы с учетом национально-культурных и климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - развитие экспериментальной деятельности (в группах младшего и среднего дошкольного возраста имеются центы «песок-вода» и дополнительное оборудование); - развитие познавательно-исследовательской деятельности (в группах старшего дошкольного возраста имеются центры по познавательно-исследовательской деятельности). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке ДОО) обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей, развитие их творческих способностей. В группах имеется достаточное количество различного игрового оборудования, игрушек, масок, предметов-заместителей и др. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО имеет следующие характеристики: Содержательная насыщенность среды: реализация данной характеристики прослеживается в подборе достаточного количества материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем и среднем дошкольном возрасте – это игровая, двигательная, предметная деятельности, в старшем дошкольном возрасте – познавательная, исследовательская, творческая деятельности. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает все виды деятельности детей. Трансформируемость среды меняется в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации этой характеристики заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации и т.д.. Для этого в группах имеются ширмы, занавеси, мягкие модули для изменения пространства, организации самостоятельной деятельности детей. Для организации сюжетно-ролевых игр и экспериментальной деятельности имеются передвижные тумбы с различными материалами и оборудованием. Полифункциональность среды представлена наличием в группах предметов выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, это предметы, которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого в группах имеются предметы-заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, природный материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в творческой, познавательной деятельностях. Вариативность среды групп отражается в наличии пространства для различных видов деятельности, периодическую сменяемость игрового материала, а так же разнообразие игр и игрушек обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Доступность среды определяет возможность свободного доступа воспитанниками всех помещений в группе (групповая, спальня, раздевалка, туалет), а также других помещений и территории ДОО, где осуществляется образовательная деятельность: участки, спортивную площадку, в летний период – тропу здоровья, огород, площадку по ПДД; совместно с воспитателем проводятся экскурсии в кабинеты заведующего, изолятор, на пищеблок, прачечную, а также в другие возрастные группы при отсутствии карантина. Безопасность среды реализуется в представленных предметах и оборудовании в групповых пространствах, которые соразмерны возрастным особенностям детей. Оборудование всех помещений ДОО является безопасным, эстетически привлекательным, развивающим. Мебель, игрушки, пособия отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, имеются сертификаты качества. Все групповое пространство соответствует санитарно–гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности; крупногабаритная мебель, шкафы, полки, стеллажи прочно прикреплены к стенам, на острые углы мебели прикреплены специальные силиконовые клапаны. По правилам пожарной безопасности эвакуационные выходы не перекрыты мебелью. Во всех возрастных группах есть центр песок-вода для проведения простейших экспериментов, а так же для организации игр с песком и водой. Во всех возрастных группах имеются уголки уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает учет национально- культурных условий. В группе детей младшего дошкольного возраста и детей 4-5 лет имеются дидактические игры «Теплые ниточки», «Платок для бабушки», макеты «Домашние животные», «Животные леса», «Варежки малыша», «Русский народный костюм», «Собери Матрешку», «Собери флаг», макет «Пуховый платок», «Скотный двор», альбомы «Как хлеб на стол пришел», «Памятники города Оренбурга», «Моя семья» и другие. В работе с детьми 5-6 и 6-7 лет используются дидактические игры «Улицы города», «Дорога к детскому саду», «Назови редкие растения Оренбуржья», «Подбери логическую пару» (колос–хлеб, коза–пуховый платок и др.); альбомы: «Национальные костюмы», «Достопримечательности родного города», «Оренбуржье многонациональное», «Космос», «Москва», «Города России», макеты памятников и зданий города Оренбурга «Парк «Салют, Победа»,», «Национальная деревня», «Как хлеб на стол пришел». Так же в осуществлении образовательной деятельности с детьми учитываются климатические условия. Развивающая среда включает в себя дидактические игры, направленные на изучение климатических условий: во всех группах имеется дидактическая кукла «Одень куклу на прогулку», «Найди одинаковые варежки», «Времена года», «Мальчики и девочки», «Как хлеб на стол пришел», «Зимующие и перелетные птицы», «Живая-неживая природа»; альбомы: «Оренбургские степи», «Оренбургский пуховый платок», «Хлеборобы Оренбуржья», «Птицы и животные родного края»; «Грибы-ягоды»; макет «Кто как зимует», «Как хлеб на стол пришел». В работе с детьми используются подвижные игры, отражающие климатические условия: младший дошкольный возраст: «Солнце и дождик», «Светит солнышко в окошко», «Солнечные зайчики», «Подворье», «Скворечники»; средний дошкольный возраст: «Птички в гнездышках», «У медведя во бору», «Перепрыгни через ручеек», «Мяч через сетку»; старший дошкольный возраст: «Караси и щука», «Пастух и стадо», «Перебрось мяч через сетку» и др. Также климатические условия прослеживаются в оформлении групп, раздевалок. Дети старших групп являются активными помощниками при изготовлении атрибутов для оформления помещений. Во всех возрастных группах ДОУ выделены следующие зоны для организации развивающей предметно-пространственной среды: Зона социально-коммуникативного развития, представлена такими центрами, как: центр безопасности, центр труда и уголка дежурства, центр сюжетно-ролевых игр, центр психологической разгрузки, уголок уединения. Зона познавательного развития, представлена такими центрами, как: центр формирования элементарных математических представлений, центр природы, центр экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности, центр юного патриота. Зона речевого развития, представлена такими центрами, как: центр речевого развития и центр библиотеки. Зона художественно-эстетического развития, представлена следующими центрами: центр художественного творчества, центр конструирования и строительных игр, центр музыки, центр театра. В изоуголках имеются народные игрушки, необходимый материал, с помощью которого дети в рисунках, лепке или аппликации могут передавать свои впечатления, эмоции от увиденного или услышанного. Зона физического развития представлена центром физической активности и здоровья. 3. Спальня предназначена для организации дневного сна
Объекты для проведения практических занятий
–Сведения о наличии в МБДОУ «Детский сад «Аленушка» оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Уголок безопасности Демонстрационный материал: «дорожная безопасность, «Пожарная безопасность», «Специальный транспорт», «Дорожные знаки». Макет дороги настольный, полосатый жезл. Наборы транспорта для игры. Уголок дежурных Фартуки, салфетницы, хлебницы. Панно с кармашками с фото детей. Игровая зона Сюжетно-ролевых игр. Куклы маленькие, куклы большие. Набор столовых приборов (ложки, вилки, нож, половник, и т.д. Корзинки. Одежда для кукол. Посуда: сковорода, чайник, кастрюли. Сюжетно-ролевая игра « Парикмахерская», набор: расчёска, зеркало, резинки и т.д. Сюжетно-ролевя игра «Магазин» набор для магазина (касса, деньги, фрукты, овощи). Сюжетноролевая игра «Больница» набор для игры в больницу, аптеку (укол, пузырьки, градусник, очки белый халат и т.д. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская» - напольный строительный материал. Конструктор «Лего», пластмассовые кубики, инструменты Уголок природы Календарь природы. Сезонный материал. Лейка. Иллюстрации по временам года. Альбомы по временам года. Карточки: «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Явления природы». Плакат: «Времена года», Набор домашних животных и зверей. Уголок экспериментирования Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, зерна, семена, бинокль, колбочки, трубочки и т.д. Патриотический уголок Плакат флага, герб, гимн, портрет президента страны Путина В.В. Познавательный уголок Лото, парные картинки, пазл разных размеров, деревяные доски вкладыши и много других настольных печатных игр. Часы с круглым циферблатом и стрелками, математические наборы. Книжный уголок Речевой уголок Портреты писателей – сборник, большая энциклопедия для детского сада, хрестоматия для детей 6-7 лет, «Правила поведения для воспитанных детей», Сказки народов мира, Уголок конструирования Набор конструирования строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины), конструкторы из серии: «Лего» мелкий, конструкторы из серии: «Лего» крупный, деревянный домик. Музыкальный уголок Барабан, металлофон, ложки деревянные, бубен, музыкальный цен тр,погремушки. Уголок театрализации Ширма для театрализации театра, маски животных, птиц, овощей. Наборы в коробках для показа сказок, костюмы. Уголок ряжения Шапочки-маски разных животных, костюмы. Физкультурный уголок Мячи резиновые, скакалки, кегли, мешочки для метания, ленты разноцветные, обручи, маты, шведская стенка, спортивный уголок, мягкие модули. Уголок здоровья Массажная дорожка, схема «Как правильно мыть руки», демонстрационный материал «Части тела человека», консультация «Закаливание ребёнка» картотека «Гимнастика для глаз», ростометр
Библиотека
Вместо библиотеки используется методический кабинет. Библиотека, укомплектованная печатными и (или) электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями. В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад «Аленушка» сформирована библиотека. Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими изданиями по всем входящим в реализуемую образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Аленушка» образовательным областям. Библиотека расположена в кабинете заведующего, оснащена оборудованием: компьютером, принтером. Для педагогов МБДОУ «Детский сад «Аленушка» обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям. Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Положение о бесплатном пользовании библиотеками и информационными ресурсами, порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад «Аленушка».
Библиотечный фонд укомплектован следующими методическими изданиями с учетом требований ФГОС ДО: -литература для ведения образовательной деятельности по областям; -наглядные пособия, демонстрационный материал, плакаты; -раздаточный и счётный материал, карточки предметных и сюжетных картинок; -литература по вопросам воспитания патриотизма, безопасности, ручному и художественному труду, работы с родителями, художественная литература. Программы: Социально-коммуникативное развитие Козлова С.А. Я – человек.-2004.- М.: Школьная Пресса Технологии по игровой деятельности: Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 1991. – М.: Просвещение Губанова Н.Ф. – Игровая деятельность в детском саду.-2006. – М.: Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. – Игра в дошкольном возрасте.-2002. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» Михайленко Н.Я., Короткова Н.Я. – Организация сюжетной игры в детском саду.- 2001. – М.: Издательство «ГНОМ и Д» Мозаика-Синтез Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей.-1991. – М.: Просвещение Пособия: Алешина Н.В. – Патриотическое воспитание дошкольников.– 2008.- М.: УЦ «Перспектива», Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). –2002.- М.: Элти-Кудиц Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. – Мы живем в России .- 2010.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – 2005.- М.: ТЦ Сфера Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. – Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет – М.: Айрис-пресс, 2009 Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. – Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет – М.: Айрис-пресс, 2009 С чего начинается Родина? /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. –2004.- М.: ТЦ Сфера Пособия по игровой деятельности: Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. –1997.- М., ТЦ Сфера Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. –1996.- СПб. Новоселова С.Л., Ревуцкая К.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для ДОУ. – 1997.- М.: ТЦ Сфера Безопасность: Авдеева Н.Н. Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста.- . М.: Просвещение, 2007 Авдеева Н.Н., Князева О.Л., СтеркинаР.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – 5-е изд. –М.: Просвещение, 2005 Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010 Кононова И.В. – Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.– М.: Айриспресс, 2006 Старцева О.Ю. – Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма .- М.: ТЦ Сфера, 2009 Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000 Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 Шалаева Г.П. – Дорожные знаки .– М.: Филол. об-во СЛОВО, Изд-во Эксмо, 2005 Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004 Труд: АлябьеваЕ.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками.- М.: «Линка-Пресс», 2003 Маркова Г.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников.- М.: «Просвещение» , 1991 Козлина А.В.Уроки ручного труда.- М.: «Мозаика-Синтез», 2003 Комарова Т.С., Куцакова Л.Б. Трудовое воспитание в детском саду.- М.: «МозаикаСинтез», 2007 Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М.: «Просвещение», 1983 Васильева М.А.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.- М.:«Просвещение», 1984 Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.- М.: «Просвещение» , 1987 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.- М.: «Просвещение», 1990 И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Методическое пособие .- М.: «Творческий центр», 2005 ДороноваТ.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений .– М.: «Линка-Пресс», 2008 Познавательное развитие Венгер А.А.., Дьяченко О.М.Игры, упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : «Просвещение», 1998 Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- СПб.: «Детство – Пресс», 2002 Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004 Квитко Л.В.. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс, 2004 Копытов Н..Лучшие задачи на развитие логики.- М.: «Просвещение». АСТ – ПРЕСС, 1999 Лебедко Е.Н.Формирование представлений о времени у дошкольников. – СПБ. «Детство – Пресс», 2003 Лучич М.В.. Детям о природе. – М. : «Просвещение», 1989 Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.- СПб.:«Акцидент», 1997 Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 Рыжова Н.А.. Волшебница вода. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997 Смоленцева А.А. Введение в мир экономики.- СПб.: «Акцидент», 2001 Смоленцева А.А. Математика до школы. – СПб.:Акцидент», 1998 Столяр А.А..Давайте поиграем. – М.:«Просвещение», 1991 Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3 – 7 лет. – М.:ТЦ Сфера. 2009 Шишкина В.А. Прогулки в природу.- М.:«Просвещение», 2002 Речевое развитие Артемова Л.В..Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: «Просвещение», 1992 Журова Л.Е., Варенцова Н.С.. Обучение дошкольников грамоте . М., Школьная пресса, 2002 Занятия по развитию речи / В.В.Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. Занятия по развитию речи в детском саду. \Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.- М.: Просвещение, 2009 год. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (2 младшая, средняя, старшая, подготовит. Группа). Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. Максаков А.И.– Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников .- М.: МозаикаСинтез, 2006 Придумай слово / О.С.Ушакова. – М.: Просвещение, 1996. Развитие речи детей 3-4 лет / Авторы-составители: Ушакова О.С., Струнина Е.М. – М.: 2009 г Развитие речи детей 4-5 лет (5-6) / Авторы-составители: Ушакова О.С., Струнина Е.М. – М.: 2009 г Развитие речи детей 6-7 лет / Авторы-составители: Ушакова О.С., Струнина Е.М. – М.: 2009 г Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет / Е.В.Калесникова. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2001. Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994. Ткаченко Т.А.. Если ребенок плохо говорит. – СПб.: «Детство – Пресс», 1999 Тумакова Г.А. Ознакомление со звучащим словом.- М.:, «Просвещение», 1991 Учите, играя / Максаков А.И., Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1983. Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: «Просвещение», 1983 Шипицина Л.М..Азбука общения. – СПб.:«Детство – Пресс», 2002 Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия .– М.: ТЦ Сфера, 2009 Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. – СПб «Детство – Пресс», 1997 Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы: Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи. Дидактические материалы. М.: Вентана – Граф, 2007 Елкина Н.В. 1000 загадок.- Ярославль: «Академия развития», 1997 З.А.Гриценко. Ты детям сказку расскажи.- М.: Линка – Пресс, 2003 Николаичева А.П. Выразительное чтение и Рассказывание детям дошкольного возраста. – М : Просвещение, 1985 Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М. Просвещение, 1993 Художественное творчество: Алябьева Е.А. – Читаем детям 3-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2009 Грибовская А.А Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2006. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях). М.: Развитие, 2005. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. Казакова Т.Г. Рисуем натюрморт (5-8 лет). –М.: Карапуз,2003. Казакова Т.Г.Цветные пейзажи (3-8 лет). –М.: Карапуз, 2003. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – Изд.: Педагогическое общество России, 2005. Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: Сфера, 2001. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – Изд. : Карапуз, 2008. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-дидактика, 2007. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевром мировой живописи. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Карапуз,2000. Пантелеева Л.В. Рисуем портрет (5-9 лет). – М.: Карапуз, 2008. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» /Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. – М.: Педагогическое общество России, 2000. Музыка: Артемова Л.В.Театрализованные игры Дошкольников.- М. «Просвещение», 1991 Бекина С.И. Праздники в детском саду.- М. «Просвещение», 1990 Ветлугина Н., Дзержинская И., Комисарова Л. Музыка в детском саду.-М. «Музыка», 1988 Зацепина М.Б. – Культурно-досуговая деятельность в детском саду – М.: МозаикаСинтез, 2006 Зацепина М.Б., Антонова Т.В. – Праздники и развлечения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2005 Комисарова И.И.Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М. «Просвещение», 1986 Михайлова М.А. Детские праздники. - Ярославль.: «Академия развития», 1998 Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем дома и в детском саду.- Ярославль. «Академия развития»,1998 Радынова О.П. Музыкальные шедевры.-М., «Владос», 2004 Раевская Е.П., Руднева С.Д., Соболева Г.Н. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М. «Просвещение», 1997 Физическое развитие Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: linka- press, 1993 Антонов. Ю.Е. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века.- М.: «Аркти», 2001 Богина Т.Л.Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-синтез, 2006 Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - М.: НЦ «ЭНАС», 2004 Воротилкина. И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.- М.: НЦ «ЭНАС», 2004 Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2007 Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам средний возраст. - М.: Владос,1999 Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам младший возраст. - М.: Владос, 1999 Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам старший возраст. - М.: Владос,1999 Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Кокодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. Методическое пособие. – М.: «Дрофа», 2003 Кудрявцев В.Т. , Егоров Б.Б. Развивающая система оздоровления. - М.: Программнометодическое пособие «Линка-Пресс»,2000 Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. развивающая система оздоровления. - М.: программнометодическое пособие «Линка- Пресс», 2000 Методическое пособие для практических работников, 2-ое издание.- М.:, Айрис-пресс, 2005 Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. 2009.– М.: Мозаика-синтез Погодаев Г.И. Физкульт-ура! Физическая культура дошкольников. - М.: «Школьная пресса», 2003 Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость. Спортивные игры с нестандартны
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в МБДОУ «Детский сад «Аленушка» оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий с детьми, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ: 1. Помещение групповых комнат. Функциональное назначение: -проведение утренней зарядки, занятий по физическому развитию во всех разновозрастных группах, -проведение спортивных праздников, развлечений во всех разновозрастных группах; -проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников. Спортивное оборудование включает разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.); гимнастические скамейки, канат, дуги для подлезания, детские тренажеры, спортивный комплекс. 2. Спортивная площадка. Функциональное назначение: -проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе (в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 и 6-7 лет); -проведение утренней зарядки (в летний период), спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе во всех разновозрастных группах; -проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников всех разновозрастных групп; -освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола). Оборудование спортивной площадки включает: - Пеньки - Яма для прыжков в длину - Щиты баскетбольные - Бум разновысокий - Скамейки - Рукоход - Башня для влезания - Стенка для метания в цель - Стенка гимнастическая - Кольца баскетбольные - Выносное оборудование по сезону и по запланированным видам деятельности. 3. Волейбольная площадка Волейбольная площадка имеет волейбольную сетку, лавочки и предназначена для организации спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. 4. Тропа здоровья (функционирует в летний оздоровительный период). Функциональное назначение: - профилактика плоскостопия; - улучшение координации движения; - улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; - улучшение эмоционально-психического состояния детей; - приобщение детей к здоровому образу жизни. 5. Центры физической активности и здоровья в группах. Функциональное назначение: проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, развитие двигательной активности и физических качеств детей. Оборудование в физкультурно-оздоровительных уголках в группах включает: - картотеки (подвижных игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна), - демонстрационный материал (альбомы, открытки и т.д.), - атрибуты для выполнения ОРУ (цветные ленты, флажки), - атрибуты для подвижных игр (комплект масок), - атрибуты для игр с прыжками (скакалки, обручи, кубики, кегли), - атрибуты для игр с бросанием, ловлей, метанием (мячи разного диаметра, мешочки с песком, кольцебросы), - игры: дидактические о спорте: лото, настольно-печатные игры, разрезные картинки др., - атрибуты для проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий (массажные «дорожки здоровья», массажные мячи), - атрибуты для дыхательной гимнастики, - атрибуты для выполнения гимнастики для глаз
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания. Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в МБДОУ «Детский сад «Аленушка» используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Все объекты МБДОУ «Детский сад «Аленушка» для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками), а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания: - игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки); - спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.); - учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое); - музыкальными инструментами (ксилофон, треугольники, трещотки, колокольчики и др.); - техническими средствами обучения (магнитофоны и др.); - печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.). Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В ДОУ «Аленушка» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации – отсутствуют)
Специальные условия питания
В ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
-Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
средства отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Аленушка» отсутствуют